Я, Башмаков Марк Иванович, родился 10 февраля 1937 года в Ленинграде. Мой
отец, выходец из крестьян Тверской губернии, не имел определенной профессии. В
самом начале Великой Отечественной войны он ушел добровольцем на фронт, в 1943
году попал в госпиталь, вышел оттуда инвалидом войны и работал до конца своей жизни в
Ленинграде. Мать, родом из Винницы, работала бухгалтером и вела большую семью
из трех сыновей (я был средним).
Основной период блокады мы провели в Ленинграде, незадолго до её снятия выехали к отцу,
находившемуся тогда в госпитале. Среднюю школу я закончил
в Ленинграде в 1954 году с золотой медалью, поступил на математико-механический
факультет Ленинградского университета. К окончанию Университета в 1959 году у
меня сложились основные направления жизненного пути.
Путь ученого - математика внешне был весьма успешен. Я закончил
аспирантуру, получил ряд содержательных результатов в одной из новых, активно
развивающихся областей математики, некоторые из которых вошли в известные
монографии; я создал научную школу, давшую ряд блестящих математиков с
мировым именем, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 1977 году я решил по разным причинам остановить деятельность активного математика и в дальнейшем к ней не возвращался,
ограничившись помощью ученикам.
Преподавательская работа, всегда сопутствующая деятельности ученого-теоретика, была
долгой и разнообразной. Она включала в себя работу учителем в средних
учебных заведениях (в частности, семь лет - в школе-интернате при ЛГУ, три
года - в профтехучилищах), преподавание в Государственном Университете, профессором которого я являюсь до сих пор; профессорство (в течение двадцати лет) в Ленинградском электротехническом институте, чтение лекций по многочисленным приглашениям в нашей стране и
за рубежом.
Параллельно научно-преподавательской деятельности все эти годы я шел путем лидера и организатора различных коллективов. Этот путь начался в студенческие годы и был естественно связан с комсомолом (я избирался руководителем комсомольских организаций от курса до десятитысячного коллектива всего Ленинградского Университета) и Коммунистической партией. Мне предлагали выбрать дорогу партийного функционера, но я благоразумно от неё отказался, хотя не только не стыжусь своего комсомольско-партийного прошлого, но имею основания гордиться тем, что мне удалось сделать в те годы для людей.
Деятельность лидера - организатора предполагала порождение и организационное оформление
самых различных идей, большинство из которых живо до сих пор. Составить представление об их разнообразии можно по такой заведомо неполной выборке:
- Развитие новых форм работы со школьниками (создание Юношеской математической
школы, организация Всесоюзных олимпиад, издание журнала «Квант», организация школы-интерната при
ЛГУ, проведение придуманных нами олимпиад для учащихся ПТУ, наконец, конкурсная игра «Кенгуру», число
участников которой в 2008 г. превысило полтора миллиона);
- Внедрение новых
технологических подходов в обучении (создание сети Центров профессионального
обновления, реализация более двух десятков международных проектов в этой
области, создание крупной сети школ и институтов продуктивного обучения и
т. п.);
- Организационно-тренерская работа по альпинизму (в
течение пятнадцати лет я был капитаном сборной ленинградского «Буревестника»,
инициатором сложных зимних горовосхождений, многих горных
экспедиций).
Разумеется, я не приписываю лично себе все вышеперечисленное: меня всегда
окружали друзья, коллеги и помощники, – но моя роль генератора идей и мотора их реализации признавались достаточно широко.
Основным профессиональным путем после 1977 года для меня стал путь специалиста в области педагогики, в самом широком спектре. Внешне успехи на этом пути были
зафиксированы в избрании в 1993 году меня академиком Российской Академии
образования (минуя стадию члена-корреспондента), в создании большого научного
коллектива, подготовке ряда крупных педагогических программ. В настоящее время
я занят реализацией следующих проектов:
1. Программа «Математика для всех», предусматривающая выпуск около
50 учебников и учебных пособий для всех классов и уровней среднего образования
– от первого до одиннадцатого класса, включая профтехучилища и техникумы (колледжи). Работа
близка к завершению.
2. Система игровых конкурсов, развивающих творческую активность
учащихся ("Кенгуру" – по математике, "Золотое руно" – по истории мировой культуры, "Британский бульдог" – по английскому языку, "КИТ" – компьютеры, информатика,
технология и др.).
3. Продуктивное обучение – функционирование и педагогическое
обеспечение сети продуктивных школ, нацеленных на развитие и применение
индивидуальных траекторий обучения, основанных на существенном расширении
спектра творческой активности учащихся.