Среда
14.04.2021
05:54

Рассказать

Календарь

«  Апрель 2021  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Мы в youtube

Поиск

Теги

Отзыв начальная школа тест презентация Башмаков Федеральный перечень основная школа тематическое планирование КИО Контрольные работы интересные примеры алгебра старшая школа учебник Компьютерные инструменты в школе ЕГЭ интервью дидактические материалы статья Математический кружок

Друзья сайта

OZON.ru

ПЕГАС
ИПО
Кенгуру
КИО
КИТ
ЗР/ББ
ЧИП
Бобёр
ЭБЦ "Крестовский остров"
IPLE




Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
Марк Башмаков. Продуктивное образование
    Учебник как пиршественный стол
   
    Проведем аналогию между двумя важными процессами в жизни - между обучением и едой. Как всякая аналогия она будет хромать, но одновременно сможет выделить некоторые новые моменты.
    Как обучение, так и еда призваны обеспечить определенный круг потребностей растущего организма. Будем считать, что эти потребности уже определены и у нас есть о них достаточно ясное представление. Для реализации обоих процессов мы должны позаботиться об их материальном обеспечении - выбрать и закупить необходимые продукты для еды или учебные материалы для обучения, оборудовать помещения (столовую, кухню, класс, кабинет и пр.), наполняя их необходимыми инструментами и приспособлениями. Список современных возможностей для этого достаточно велик, чтобы начать его перечислять. С точки зрения обучения нас интересует учебник, и мы хотим найти его аналогию в процессе еды и приготовлении пищи.
    В наиболее распространенной модели обучения использование учебника похоже на организацию питания в коллективе - в детском интернате, доме отдыха или во время конференции. Меню составлено заранее, блюда приготовлены и их подают в определенном порядке, кто-то уже позаботился о количестве еды и ее качестве, калорийности и внешнем виде. Иногда допускается более активная роль того, кого кормят, - скажем, допускается выбор очередного блюда из ограниченного списка. Аналогию с использованием учебника проследить нетрудно, но мы не будем этого делать прежде всего потому, что наша цель - не критика используемых моделей, а обсуждение новых возможностей.
    Главное, о чем хочется сказать, в модели кормления не является новым. Кратко его можно уподобить традиции накрытого стола, скатерти-самобранки.
    Если вы собираетесь накормить случайно собранную группу людей, например, во время какой-то встречи, собрания, приема, то легче всего организовать то, что принято называть "шведским столом" или "фуршетом". Вы позаботитесь тем самым о насущных проблемах (участник не должен ощущать голода), о достаточном разнообразии блюд и напитков. Аналогом такой модели в обучении могут служить учебные пособия справочно-энциклопедического характера. Эту аналогию также проследить нетрудно, и мы оставляем ее для фантазии читателя.
    Разовый фуршет по случайному поводу не накладывает никаких долгосрочных обязательств на его организаторов. В последние годы получила развитие система шведского стола, рассчитанная для длительного срока применения и имеющая возможности решения достаточно сложных задач питания. Она применяется, например, при организации длительного отдыха в крупных курортных отелях или клубах. В них предусматривается не только набор блюд, предлагаемых для одного обеда, но цельная система, имеющая некоторые постоянные компоненты и одновременно предусматривающая включение за период отдыха новых элементов, причем не только по их номенклатуре, но и по типовой направленности (скажем, вегетарианский день или день итальянской кухни).
    Может ли учебник, оставаясь ведущим элементом в обеспечении обучения, быть уподоблен системе "накрытого стола"? Наш ответ - да, но это потребует с одной стороны серьезных творческих усилий со стороны авторов учебника и с другой стороны существенной перестройки мышления учителя и приобретения им новых профессиональных умений и качеств.
    Остановимся на первой стороне. Если все обучение вести по системе накрытого стола, то в этой системе могут быть предусмотрены некоторые специальные уголки, подобные тому, как в упоминавшихся курортных отелях оборудуются места, где отдыхающий может сам себе выжать сок из свежих фруктов или с помощью повара зажарить кусок мяса по своему вкусу. Однако ведущим элементом в организации питания все равно является основной стол, равно как и при обучении, ведущим элементом должен остаться учебник.
    Что же должно быть заготовлено для основного стола, т.е. включено в учебник, и как это должно быть расставлено? Пора оставить теоретизирование и привести пример. Для нового учебника геометрии 7-9 классов нами предложены следующие структурные единицы для каждой темы:
   
    Теория.     1. Описание фигур
                      2. Сравнение фигур
                      3. Построение
                      4. Измерение
                      5. Доказательство свойств фигур
                  
    Беседы.    1. Заглядываем вперед (опережающий материал)
                      2. Оглядываемся назад (исторический материал)
                      3. Выходим в пространство
                      4. Учимся логике
                      5. Ставим трудные вопросы и отвечаем на них

    Практика. 1. Смотрим и представляем
                      2. Планируем и строим
                      3. Измеряем и применяем на практике
                      4. Исследуем и доказываем
                      5. Развиваем сообразительность
                      6. Занимаемся в математическом кружке
                      7. Проверяем результаты

    Каждая из приведенных единиц является самостоятельным учебным модулем. Разумеется, между ними есть внутренние связи, но они не создают структуру линейно упорядоченного графа. Если бы мы стали строить граф связей между выделенными семнадцатью вершинами, то обнаружили бы в нем петли и циклы, возможности построения различных гамильтоновых путей, т.е. путей, проходящих через все вершины, а также необходимость различения уровня связей (как приписывают веса связям в транспортных сетях).
    Сразу скажем, что так построенный учебник
    - не предусматривает того, что маршрут обучения пройдет через все точки (не все должно быть съедено);
    - не определяет порядок движения (теперь многие начинают обед с чая или фруктов, а салат едят в конце);
    - не отвечает за учебную перегрузку (к обеду приглашены как люди, боящиеся избытка холестерина, так и нуждающиеся в питании повышенной калорийности);
    - не фиксирует профильную направленность обучения, хотя и выбирает некоторую систему приоритетов (в отеле могут отдыхать дети с родителями, люди разных возрастов, но возможно указание на преимущественные особенности.
    Разумеется, формулировки по принципу отрицания могут дать информацию о том, чего не надо ждать от учебника, но мало говорят о том, что в нем должно быть. Конечно, модули должны обеспечивать требования государственного стандарта прежде всего в части содержания основных учебных программ. Они должны также задать способы реализации требований стандарта в части уровня подготовки выпускников, хотя дидактический материал для этой реализации может быть перенесен в другие части учебно-методического комплекта, сопутствующего учебнику, трудным вопросом является то, насколько учебник может определить средства реализации тех положений стандарта, которые не могут быть формализованы и не подлежат государственной проверке - это прежде всего сформулированные в стандарте цели общего развития и воспитания средствами данного предмета. Обед ведь тоже должен быть вкусным и красиво поданным, может знакомить с новыми блюдами, приучать к правилам поведения за столом и т.п. Мы считаем, что учебник должен содержать материалы, которые могут быть прямо использованы для направления поиска и использования средств решения задач и общекультурного развития и воспитания.