Среда

Друзья сайта

OZON.ru

Статистика

Продуктивное образование для всех
Главная » 2013 » Июнь » 18 » Последние успехи в области клонирования: на очереди – воссоздание мамонта
14:13
Последние успехи в области клонирования: на очереди – воссоздание мамонта
Долли — первое успешно клонированное млекопитающее. Фото с сайта wikimedia.org

Ученые находятся на пороге клонирования мамонта. На что еще способны незаурядные умы, вооруженные новыми технологиями, в этой области?

Сегодня ученые близки к воссозданию вымершего примерно 10 000 лет назад вида – мамонта. Причиной этому стала уникальная находка якутских ученых во льдах Ляховских островов Новосибирского архипелага. Открытие произошло этой весной. Ученые обнаружили не только практически полностью сохранившуюся тушу этого массивного животного, но и некую коричневую жидкость – предположительно его кровь.

Тело животного (а это, кстати, самка) сейчас находится в специальной морозильной камере при Музее мамонта имени П.А. Лазарева в Институте прикладной экологии Севера СВФУ и хранится при температуре примерно 17 градусов ниже нуля. По словам исследователей, мясо животного сохранилось настолько хорошо, что кажется, что его только что вынули из морозильника.

Это самый полный и наилучшим образом сохранившийся образец мамонта из всех найденных до настоящего времени. Уникальной находку называют все без исключения ученые – и российские, и якутские, и зарубежные. Собственно уникальной сохранностью находки ученые обязаны трагической судьбе мамонта. Его тело было обнаружено в трех разных местах: нижняя часть – во льду, верхняя и хобот – по отдельности в тундре. По мнению директора Музея мамонта Семена Григорьева, животное, вероятнее всего, увязло в болоте, безуспешно пыталось выбраться и погибло от потери крови и истощения.

Ученые пока не знают точно, чем на самом деле является жидкость, не замерзшая при температуре примерно 10 градусов ниже нуля, при которой тело находилось в земле на протяжении столь долгого периода времени. Исследование планируется на июль текущего года. Если, как надеются ученые, жидкость на самом деле окажется кровью, то находка станет величайшим открытием в истории изучения вымерзших видов и даст ученым надежду на клонирование мамонта.

Такой исход событий весьма вероятен. Многие убеждены, что это действительно кровь, которая как раз и помогала животным переживать холод, не замерзая при низких температурах; такую способность ученые называют криопротекторным свойством. В крови ученые будут искать ключевой материал для клонирования – клетку с жизнеспособной ДНК. В целом, для того чтобы клонировать мамонта, как и любое другое живое существо, необходимо три составляющих: геном, жизнеспособная клетка и суррогатная мать.

Для нахождения и осуществления грандиозных замыслов уже готова теоретическая и практическая основа. В отношении теории и нахождения всех необходимых составляющих ученые уже выбрали алгоритм действий. Чтобы восстановить геном мамонта, за основу можно взять геном современного слона. В качестве суррогатной матери выбрана самка индийского слона – вида, генетически наиболее близкого мамонтам. Разрешение вопроса с жизнеспособными клетками ожидается после проведения июльских исследований.

Якутия – находка для ученых

С практической точки зрения уже существует международные проекты, в рамках которых ученые могут заниматься этим исследованием. В частности, было подписано соглашение о работе проекта по клонированию мамонта между Якутским Северо-Восточным Федеральным университетом и Сеульским центром исследований стволовых клеток. По этому же вопросу чуть ранее начали сотрудничать российские и японские ученые.

Необходимо отметить, что сама идея клонирования мамонтов не нова, уже проводились попытки ее осуществления. О работе над подобным проектом сообщали, например, южнокорейские ученые.

Якутия для ученых – кладезь возможностей. Здесь, в районе реки Яна, ежегодно проводится международная экспедиция, в которую входят российские, американские, канадские, шведские, английские и корейские ученые. Здесь было обнаружено множество останков мамонтов, рыси, соболя, зайца, даже череп волка, которые стали особо ценными экспонатами Музея мамонта. В этом музее в числе прочего можно увидеть единственную в мире голову доисторического бизона с мягкими тканями и шерстью весом в 1 килограмм и кость мамонта с сохранившимися неповрежденными остатками костного мозга.

Проводимые исследования и предполагаемые опыты по клонированию могут помочь человечеству открыть неизведанные страницы нашей истории и помочь разгадать вековые тайны.

Изучение клонированного мамонтенка может помочь ученым понять, какие геномы отвечают за высокий рост, бивни или шерстяной покров, что станет следующим шагом в генетике. С другой стороны, изучение вымершего вида может дать ученым представление о том, что стало причиной его вымирания, а, следовательно, что происходило на планете в те далекие и неизученные человеком времена.

У клонирования огромный потенциал – возможность лечения смертельных заболеваний благодаря выращенным способом клонирования органам, неограниченные возможности в «подправлении» генетики человека, совершенствование существующих видов животных и растений. Тем не менее вопрос клонирования человека сегодня под большим вопросом, он вызывает протесты и осуждение со стороны преобладающей части нашего общества и церкви. Эксперименты, связанные с клонированием человека, сегодня запрещены в большинстве стран.

История и достижения клонирования

Сама идея клонирования появилась еще в первой половине XIX века, когда Теодор Шванн обосновал свою клеточную теорию: любая клетка происходит от клетки – именно так теория сформулирована в любом из современных учебников по биологии. Начались и первые опыты по пересаживанию клеток. Потом был открыт наследственный потенциал ядра клетки и начались эксперименты по пересаживанию клеточных ядер. Последние проходили довольно успешно.

Процесс клонирования проходит в несколько этапов: сначала у женской особи берут яйцеклетку, из которой изымают ядро, далее в пустующую безъядерную клетку подсаживают новое ядро с ДНК клона. Процесс слияния нового ядра с яйцеклеткой дает начало жизни эмбриона.

К 40-м годам прошлого столетия была сформирована теоретическая основа для последующих экспериментов в сфере клонирования. Открылась целая эпоха успешных экспериментов: были клонированы лягушка, мышь, овца, корова, обезьяна и многие другие виды.

Аналогичные эксперименты проводились и в Советском Союзе, однако они не нашли поддержки у государства.

Сегодня клонирование – это реальность. Ученые работают с разным «материалом» – это растения, животные, человеческие органы.

В Томской лаборатории в России ученые клонируют целебные растения и выращивают человеческие стволовые клетки. В Карелии был выращен лес клонированных берез. Сегодня по всему миру встречаются генно-модифицированные продукты. В них на генетическом уровне добавляют необходимые в производстве ферменты. Например, при клонировании козы ей был введен фермент для выработки сыра, который при обычном производстве добавляется уже в молоко.

Австралийскими учеными воссоздан вымерший вид реобатрахусов – лягушек, детеныши которых появляются через рот матери. После оплодотворения самки этого вида заглатывают яйца и держат их в желудке целых шесть недель, после чего выпускают детенышей через рот. Здесь же сумели клонировать тасманийского тигра, уже вымерший вид.

В 2000 году ученые объявили, что не все виды животных подвергаются клонированию, что разрушило надежды на воссоздание всех вымерших видов.

Сегодня уже существуют проекты и фирмы по клонированию. Так, одним из калифорнийских миллионеров финансируется проект под названием Missiplicity Project по клонированию питомца – собаки Мисси.

Однако надо отметить, что клонирование не предполагает создания абсолютно идентичной копии животного. Причем различия наблюдаются не только во внешних признаках – окрасе, густоте шерсти, даже количестве зубов, – но и в поведении, личности. Даже клоны, родившиеся в одно время и от одной матери, отличаются характером, темпераментом, любознательностью и так далее. Невозможным пока считается и клонирование с сохранением привычек или зависимостей. В Массачусетском технологическом институте в Вустере исследователю Роберту Ланзу так и не удалось создать клон обезьяны, страдающей алкогольной зависимостью, сохранив при этом саму вредную привычку.

Клонирование людей

С вопросом клонирования человека дело обстоит гораздо сложнее. Здесь ученые должны учитывать не только интересы чистой науки, но и вопросы человеческой морали и прав человека.

Расшифровкой собственно генома человека с 1990 года занимались ученые из одноименного проекта. Однако массовые протесты общественности и церкви привели к тому, что до сих пор ни один проект по клонированию человека не был проведен легально. Государство также стало на сторону протестующих, сегодня подобные проекты не финансируются, а сами эксперименты запрещены на государственном уровне в большинстве стран. Однако попытки клонировать человека были.

В конце 1998 года шокирующая весть пронеслась по всему миру: в Южной Корее проходит успешный эксперимент по созданию двойника женщины, тем не менее эксперимент был прерван до рождения самого клона. В начале 2000 года Европейской патентной службой был ошибочно выдан патент на клонирование человека. После скандала патент стал недействителен. Тогда же началось выращивание органов человеческого тела путем клонирования.

Идея и возможность клонировать человека вызвали волну паники, страха и осуждения. В 2000 году погиб доброволец-подросток, после того как ему ввели чужеродный ген. Появились секты, представители которых считали себя потомками клонированных инопланетян; душевнобольные, ранее считавшие себя Наполеонами и Моцартами, стали называть себя клонами этих людей.

В конце 2002 года научный руководитель компании Clonaid Брижит Буаселье на конференции в Голливуде заявила о рождении клонированного ребенка – абсолютно здоровой девочки. По ее словам, весь процесс – от зачатия до рождения, – официально задокументирован и снят на видеокамеру. Однако ни данные матери и ребенка, ни сами материалы эксперимента, ни сведения об их настоящем местонахождении обнародованы не были.

А совсем недавно мировую общественность взбудоражила сенсация: ученый из Высшей школы медицины при Гарвардском университете Джордж Черч находится на пороге воссоздания одного из видов нашего далекого предка – неандертальца. В Daily Mail было опубликовано интервью, в котором Черч рассказывает про свой эксперимент: он искусственно воссоздал код ДНК нашего далекого предка, который уже можно было вводить в яйцеклетку матери. Согласно материалам интервью, дело оставалось за малым – найти смелую женщину-добровольца, которая согласилась бы выносить «древнего человека».

Ученый отметил, что клонирование этого вымершего вида принесло бы огромную пользу научному миру. По его мнению, древние неандертальцы были не так глупы, как их представляют в современной литературе и кино: они были достаточно развиты, сообразительны, умели создавать орудия труда, и имели свою культуру. К тому же объем мозга у них был немногим меньше нашего.

Сенсационное заявление вызвало бурную реакцию по всему миру. Часть ученых осудили идею. Так, с их точки зрения, новорожденный представитель другого человеческого вида был бы крайне уязвим по отношению к болезням современного человека. На пути к осуществлению эксперимента стали представления о гуманности: просто бесчеловечно создавать человека только для экспериментов, чтобы он чувствовал себя единственным представителем своего вида, вымершего тысячи лет назад.

Однако сенсация оказалась «пустышкой». Через некоторое время сам якобы автор идеи клонирования опроверг распространившиеся слухи о поиске суррогатной матери для неандертальца. По его словам, ученый имел в виду, что рождение ребенка-неандертальца сегодня теоретически возможно, а его высказывание неверно истолковали в процессе перевода на другой язык.

Таковы достижения современного клонирования. Ну а появится ли на свет маленький мамонтенок, мы узнаем в ближайшее время.

Источник: http://www.km.ru/