Из опыта работы с новым УМК «Математика»
автора Башмакова М.И для 5-6 классов.
Первое что хочется сказать, это спасибо всем разработчиком комплекса, комплекс очень хороший, посему пробивать ему дорогу у нас трудно.
Работаю по комплексу второй год. Первый год использовала его для занятий факультатива. Работать сплошное удовольствие. Очень люблю и часто применяю в своей практике прием «открой учебник на любой странице». Дети тоже любят такой вид работы. Открыла учебник пятого класса, он открылся на странице73, где задание - пазл, в котором показывается, как 64=65. Пятиклассники сразу начинают разрезать, складывать и говорить где причина, а вот ученики 7 класса столбенеют и долго не могут понять, в чем тут дело. Очень удачно пустить ролик с этим пазлом перед уроками тригонометрии в 8 классе.
Комплекс состоит из учебника, рабочих тетрадей, тетради с тестами и контрольными работами и книги для учителя. Это очень хороший комплекс для работы, он достаточный. В учебнике собрано все для работы математического кружка в пятом и шестом классах. Это очень грамотная работа, очень современная.
При работе по комплексу хорошо ложится применение технологии развития критического мышления. Например, работа с таблицей вида: что я знал, что узнал, что хочу узнать; технология «Зигзаг». При работе по технологии «Зигзаг» требуется умение составления различных вопросов, а вот их можно взять в учебнике, их там много и умение составить вопрос можно хорошо развивать.
Значки схем - кружки и треугольники, которые плохо воспринимают школьники старшей школы, легко воспринялись пятиклассниками. Очень хорошо работает рубрика «заглядывая вперед». Легко изучили в пятом классе свойства неравенств. Хорошо прошла работа по построению треугольника и изучению неравенства треугольника. Хорошо - это есть результат, ученики 5 класса видят, из каких отрезков треугольник построить нельзя.
В УМК много наглядных примеров, например, на странице 29 проверка правила разности квадратов, пятиклассники сразу переставляют части квадрата и им все понятно. Взяла этот прием для семиклассников, восьмиклассников, девятиклассников, чем старше ученики, тем сложнее воспринимали, в девятом классе из 24 учеников понятно было только 10 ученикам.
В учебнике много примеров связывающих математику и биологию, это очень нравится детям, использовала биологические размеры вороны и воробья и колибри в 7 классе при изучении стандартного вида числа, урок очень понравился детям. Таким образом, из учебника пятого класса учитель может находить много для своей работы в других параллелях.
Одна из проблем сегодняшнего школьника, он плохо читает условия задачи. Страница 99 , задача 4 –про роликовые коньки, правильно составила схему девочка, которая хорошо читает, она любит читать и пишет рассказы, в математике она не очень сильна, но именно она сразу составила схему. Много примеров для улучшения качества чтения ученика. Особенно хочется отметить диалоги, они идут на ура, стоит очередь из учеников, кто сегодня будет профессором.
Глава с задачами про скорость заслуживает того, чтобы быть изданной отдельной книгой или пособием. Многие из учеников старших классов найдут для себя интересное в ней. Тут и все схемы движения, и задачи на среднюю скорость, и сюжеты со ступеньками, на которых посыпались сегодняшние девятиклассники, выполняя диагностическую работу. Сегодня мои ученики, работая в пятом классе по учебнику, прошли три темы. Конец темы скорость-множество упражнений, при выполнении которых в воздухе витает потребность того, что нам нужны дробные числа. Это надо почувствовать, этот настрой на работу, на открытия нового и создают его упражнения учебника.
Многие дидактические примеры из УМК я использовала для того, чтобы проводить занятия в гимназии города Рантасалми (Финляндия). Финнов заинтересовали дидактические материалы учебника. Ученики санкт-петербургской гимназии № 32 проводили урок по вычислению площадей с помощью формулы Пика, финским школьникам урок понравился, в ответ они приготовили для нас математическую игру по станциям с различными подвохами. Например, надо переставить две карточки из одной колонки в другую, чтобы сумма цифр в двух колонках стала одинаковой.
Комплекс очень хороший. Что же надо делать, чтобы его шире использовали сегодня. Первое - надо размещать на сайте работы детей, например, в рубрике: «Вести с уроков». Две мои пятиклассницы сделали презентацию про Галилео Галилея. Они делали ее все воскресенье. Раньше учитель мог стимулировать учеников тем, что работы висели в кабинете, теперь другие времена, важно то, что опубликовали в интернете.
Трудности работы по УМК.
Не все родители готовы к трудностям, можно услышать « пусть меньше задает», можно вдохновиться множественными спасибо, есть приверженцы других УМК, есть желающие видеть только пятерки у своих детей. Первое что можно ответить, это то, что дети, работающие по УМК, отличаются от других. У меня прошел математический бой 5б-7б, выиграл 5б, работающий по УМК. Можно добавлять дидактические примеры из других учебников, например, при отработке темы: «десятичные дроби». Особое слово хочется сказать про тесты. Все разобрали, все решали, пишем тест, его выполнить хорошо не удается. Оценки за тест, не выставляю в журнал, они только для нас. Дети очень переживают, хотят написать тест хорошо. Только два человека из класса одолели тест на тему скорость без ошибок. Главное, что удается сделать, работая по УМК, это захватить интерес детей к предмету в 5 классе. Главное, что у учителя глаза горят, сейчас открою для себя что-то интересное.
Бочарова Ирина Владимировна
гимназия № 32 Василеостровского района
города Санкт Петербурга.
|